en

Стратегические приоритеты

Были определены следующие стратегические цели Банка:

  • интенсификация предоставления финансирования неторговым МСП, включая инновационные МСП;
  • содействие развитию новых рынков предоставления финансирования субъектам МСП.

Работа Банка, в соответствии со стратегическими задачами, была направлена на удовлетворение потребностей следующих целевых клиентских сегментов МСП:

  • МСП инновационного сектора;
  • неторговые МСП, не относящиеся к инновационному сектору;
  • неторговые МСП, недостаточно развитые для банковского кредитования;
  • зарождающиеся предприятия.

Покрытие потребностей указанных целевых клиентских сегментов было реализовано с применением основных финансовых инструментов:

  • банковское кредитование;
  • лизинг;
  • факторинг;
  • микрофинансирование;
  • участие в капитале предприятий (через финансирование партнерских организаций).

Выполнение Банком поставленных на 2014 г. задач в части обеспечения дальнейшего роста кредитного портфеля путем реализации Программы финансирования поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства, финансирования инвестиционных программ и проектов было осуществлено за счет следующих источников, в том числе и новых (привлеченных в 2014 г.):

Стратегические инициативы

В рамках Стратегии МСП Банка на период 2013–2015 гг. был сформулирован ряд основных инициатив, влияющих на ход ее реализации.

Введение принципа диверсификации процентной маржи для организаций-­партнеров в зависимости от приоритетности конечного заемщика.

Принцип зависимости процентных ставок от приоритетности (дифференциации маржи) закреплен в Процентной политике, утвержденной Наблюдательным советом МСП Банка. Наиболее низкие процентные ставки предлагаются банкам-партнерам по продуктам, направленным на кредитование субъектов МСП инновационного сектора. Также по данным продуктам ограничена маржа банков-партнеров.

Введение механизма рефинансирования портфелей банков-партнеров.

Концепция механизма рефинансирования была согласована Наблюдательным советом МСП Банка. Заключены две пилотные сделки.

Трансформация продуктовой линейки Банка с учетом фокуса на предоставлении «сквозных» продуктов для конечных заемщиков.

Правлением МСП Банка утвержден План трансформации продуктовой линейки МСП Банка с акцентом на предоставлении «сквозных» продуктов для конечных заемщиков.

Участие МСП Банка в паях фондов прямых инвестиций (в частности, при взаимодействии с Агентством стратегических инициатив).

Основные принципы инвестирования средств ЗПИФ «МИР» одобрены Наблюдательным советом МСП Банка. В ноябре 2014 г. в соответствии со Стратегией и Бизнес-планом МСП Банка ЗПИФ докапитализирован на 500 млн руб. Текущая стоимость чистых активов составила более 1 млрд руб. Контроль за работой фонда осуществляется через коллегиальные органы и Инвестиционный комитет.

Частичное принятие риска конечного заемщика в выбранных целевых нишах за счет использования гарантийных инструментов, выкупа целевых кредитных портфелей банков-партнеров и участия в синдикатах.

21 декабря 2013 г. принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что обеспечило участников финансового рынка новыми для российского законодательства инструментами для реализации сделок по секьюритизации. Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2014, однако для его применения на практике необходимо было разработать и принять целый ряд подзаконных актов (завершено к 01.01.2015). Формирование концепции продукта по выкупу целевых портфелей кредитов и ее утверждение запланированы на III квартал 2015 г.

Усиление активности Банка в PR-поле и признание его в качестве информационно-аналитического центра сегмента МСП в России.

По итогам 2014 г. в части продвижения бренда МСП Банка достигнуто значительное увеличение его представленности в ведущих СМИ:

  • МедиаИндекс вырос на 44 %;
  • прирост по количеству публикаций составил 14,5 %.

Аналитическим центром Банка в 2014 г. проведено 25 исследований. Они были опубликованы на официальном сайте Банка в разделе «Аналитика», а также направлены партнерам Банка.

В 2014 г. МСП Банк продолжил реализацию проекта «Портал данных по МСП», который аккумулирует актуальную информацию о результатах реализации Программы МСП Банка и статистические данные из внешних официальных источников.

Объем исполнения программы поддержки МСП по состоянию на 01.01.2015

Объем средств, доведенных до субъектов МСП, составил 100,89 млрд руб. Количество договоров, заключенных партнерами с субъектами МСП на 01.01.2015, составило почти 24 тыс. (общее количество партнеров — 246).

Консолидированные значения поддержки субъектов МСП в стратегических нишах:

  • кредитование инновационных МСП — 62,6 млрд руб. (плановое значение — 59,4 млрд руб.);
  • прочие стратегические ниши — 27,4 млрд руб.;
  • паи фондов прямых инвестиций — 1,0 млрд руб. (плановое значение — 1,5 млрд руб.).

Качество кредитного портфеля

Качество кредитного портфеля МСП Банка в 2014 г. характеризуется достаточно высоким уровнем надежности. Средняя ставка резервирования по активам, подверженным кредитному риску, на 01.01.2015 составила 4,1 %.

Поддержку в рамках Программы получают субъекты МСП в 81 из 85 регионов Российской Федерации, в том числе всего по состоянию на 01.01.2015 поддержку получили почти 1 850 субъектов МСП в 171 (из 313) моногороде на сумму 6,7 млрд руб. В отраслевой структуре портфеля поддержки, предоставленной субъектам МСП в рамках Программы МСП Банка, наибольшую долю занимает поддержка, предоставленная субъектам МСП, занятым в неторговом секторе экономики — 81 % (по данным Росстата за 2013 г. доля оборота неторговых МСП в общем обороте сектора составляла лишь 44 %). Уделяется большое внимание удовлетворению потребностей МСП в долгосрочных ресурсах: на 01.01.2015 доля договоров, заключенных с субъектами МСП на срок свыше двух лет, составляет 91 %, а на долю кредитов на срок свыше трех лет приходится 77 %.

Обеспечивается максимально доступное финансирование малых и средних предприятий: по состоянию на 01.01.2015 средневзвешенная процентная ставка по портфелю кредитов, выданных банкамипартнерами субъектам МСП в рамках Программы, составляет 12,80 % годовых, что, безусловно, является одним из главных показателей эффективности Программы.

Гарантийная поддержка

За весь период с начала реализации программы гарантийной поддержки субъектов среднего предпринимательства (12.08.2013) заключено 40 рамочных соглашений с партнерами на общую сумму 44,6 млрд руб. МСП Банк предоставил 23 банковских гарантии субъектам МСП на общую сумму 2,29 млрд руб. По состоянию на 01.01.2015 действует 21 банковская гарантия на общую сумму 2,1 млрд руб.

Критерии отбора предприятий для предоставления гарантийной поддержки

Процедура отбора субъектов среднего предпринимательства реализована на базе положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 марта 2013 г. № 143 (ред. от 08.10.2014) «Об утверждении Критериев отбора российских организаций, являющихся субъектами среднего предпринимательства, и осуществляемых (реализуемых) ими инвестиционных проектов».

Критерии отбора средних предприятий:

  • Хотя бы один из участников, доля которых в уставном (складочном) капитале или в паевом фонде заемщика составляет не менее 10 процентов, и (или) одно из физических лиц, входящих в штат работников заемщика, и (или) один из привлекаемых к осуществлению (реализации) инвестиционного проекта (далее — проект) заемщиком подрядчиков имеют опыт работы в отрасли, к которой относится проект, не менее 3 лет либо опыт осуществления (реализации) хотя бы одного инвестиционного проекта, при осуществлении (реализации) которого осуществлялись капитальные вложения, были достигнуты запланированные показатели.
  • У заемщика, а также его участников, доля которых в уставном (складочном) капитале или в паевом фонде заемщика составляет более 25 процентов, отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды..
  • В отношении заемщика, а также его участников — юридических лиц, доля которых в уставном (складочном) капитале или в паевом фонде заемщика составляет более 25 процентов, не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
  • У заемщика имеются договора (в том числе договора с отлагательными усло­виями, предварительные договора), заключенные со сторонними инвесторами (соинвесторами), подтверждающие обязательства по финансированию той доли от полной стоимости проекта, которая не обеспечена средствами заемщика.
  • У заемщика на дату выдачи кредита, привлекаемого на осуществление (реализацию) проекта, имеется обеспечение исполнения обязательств по возврату кредитов, полученных в российских банках, в той части, которая не обеспечена банковской гарантией, предоставляемой дочерним обществом, в виде безотзывной банковской гарантии или залога.
  • Финансовое положение заемщика должно быть оценено банком на уровне не хуже, чем среднее в соответствии с требованиями Положения Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

В 2014 г. была разработана и утверждена Стратегия развития на период до 2020 г. Актуализация стратегии была осуществлена с целью отражения новых приоритетов государственной политики в области поддержки и развития МСП и положений обновленной долгосрочной Стратегии развития Внешэкономбанка.

Актуализация Стратегии развития Банка на период до 2020 г. предполагала необходимость уточнения вектора его дальнейшего развития на основе следующих принципов:

  • Нацеленность на сегменты финансирования субъектов МСП, в недостаточной мере покрытые коммерческими банками и небанковскими организациями.
  • Поддержка регионов Российской Федерации с приоритетом государственного развития (ДВФО, СКФО, КФО), в которых существует необходимость дополнительного стимулирования субъектов МСП ввиду их недостаточного развития.
  • Использование ключевого преимущества Банка — возможности предоставления субъектам МСП долгосрочных финансовых ресурсов.

Ключевые стратегические направления

  1. Финансирование организаций целевых клиентских сегментов:
    • Поддержка субъектов МСП — резидентов индустриальных парков.
    • Софинансирование строительства и оснащения инфраструктуры индустриальных парков, инвестиций в основные средства для субъектов МСП (резидентов индустриальных парков) посредством работы с управляющими компаниями.
    • Финансовая поддержка субконтрактации субъектов МСП при крупных промышленных предприятиях, в том числе осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 12.03.2014 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
    • Финансовая поддержка МСП в моногородах «красной» и «желтой» зон и регионах с приоритетом государственного развития (ДВФО, СКФО, КФО).
  2. Развитие долгосрочного финансирования (на срок от 3 до 10 лет) субъектов МСП для осуществления инвестиций в основные средства, в том числе в рамках государственных программ.
  3. Развитие механизма секьюритизации портфелей кредитов МСП и других рыночных инструментов развития МСП.

Ключевые стратегические инициативы

  • Ввести принцип выделения финансирования субъектам МСП, исходя из целей дальнейшего его использования: приобретение, модернизация основных средств, создание материально-технической базы предприятия.
  • Провести изменения внешнего нормативного контура реализации Программы в целях отражения стратегических задач, расширения инструментов поддержки МСП. Сформировать на базе Банка центр компетенций в части образовательно-информационной деятельности для обеспечения дополнительной синергии использования различных мер государственной поддержки для субъектов МСП.
  • Внедрить единые стандарты кредитования в рамках секьюритизации в целях предоставления банкам нового инструмента фондирования и создания новой рыночной ниши.
Наверх